Богородица Пирогощая явила свою силу. Игорю удалось защитить родную землю и отомстить половцам. Летописи ничего об этом не сообщают, но подтверждение звучит в конечной славице «Слова о полку Игореве».
Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ – пети:
слава Игорю, Святъславлича, буй-туру Всеволодѣ,
Владиміру Игоревичу!
Здрави князи и дружина,
побарая за христьяны
на поганыя плъки!
Княземъ слава
а дружинѣ!
Певши песнь старым князьям, а потом молодым петь:
слава Игорю, Святославичам, буй-туру Всеволоду!
Владимиру Игоревичу!
Здравие князья и дружина,
восставая за христиан
на поганые полки!
Князьям слава
и дружине!
Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ – пети – певши песнь старым князьям, а потом молодым (князьям) петь. Автор ранее пропел песню-славу Святославу Киевскому, собравшему княжеское ополчение и защитившему Русскую землю после поражения Игоря. О нем автор говорит как о старом князе. Вспомним, в своем золотом слове Святослав называет Игоря и Всеволода сыновцами и задается вопросом: «А что, если мне, старому, помолодеть?» Теперь дело за молодыми князьями. Произнося им славицу, автор дает понять, что и они внесли свой вклад в борьбу с половцами.
Слава Игорю, Святъславлича, буй-туру Всеволодѣ! Владиміру Игоревичу!
Слава говорится двум Святославичам (Святъславлича – двойственное число): Игорю и Всеволоду, а также сыну Игоря Владимиру. Четвертый князь, участник похода, Святослав Ольгович Рыльский, как было сказано выше, погиб и не мог принимать участия в военных действиях.
Короткая фраза дает важную информацию о том, что Игорь вместе с Всеволодом и Владимиром решился отомстить половцам. Произошло это не ранее 1187 года, когда вернулись из плена Всеволод и Владимир. И значит, написано «Слово о полку Игореве» было не ранее 1187 года. Этот вывод также подтверждает фраза, сказанная после поражения полка Игорева: «Тут пир окончили храбрые русичи, СВАТОВ напоили, а сами полегли за землю Русскую». Автор, создавая произведение, уже знал, что Владимир вернулся домой с женой-половчанкой, поэтому и назвал Игоря и других русских князей, пришедших на половецкую землю, сватами.
Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Здравие звучит всем князьям, участвующим в победном (а не прежнем позорном!) походе Игоря на половцев и их объединенной дружине. На это указывает причастие побарая, происходящее от глагола побарати – восставать, изгонять[1]. А в 1185 году Игорь своим походом сделал прямо противоположное.
Он ПРИВЕЛ половцев на Русскую землю. Конечно, не желая этого. Игорь хотел воспользоваться несколько раз успешно примененной им тактикой: когда половцы были заняты столкновениями с другими русскими князьями, он захватывал и грабил их пустые вежи. Но в этот раз замысел Игоря был амбициознее: не грабить половецкое добро, а беспрепятственно незамеченным дойти до Тьмуторокани и добыть там свое наследственное золото. Ведь Тьмутороканью владели предки Игоря, и он знал, где искать золото. Игорь пошел золота поискать города Тьмутороканя.
Никакого намерения сражаться с половцами у Игоря не было. Наоборот, он хотел избежать столкновения с ними. Но не удалось. Находясь далеко в половецкой степи, как сообщает летопись, Игорь послал вперед разведчиков, чтобы разузнать обстановку. Те вернулись и сказали, что видели много половцев, и «нужно или идти быстро, или возвращаться назад, яко не наше есть время»[2]. Эта фраза заставляет задуматься: если Игорь шел сражаться с половцами, шел уже в половецких степях, почему ему надо было торопиться? Чтобы число врагов не увеличилось? Но половцев и так было МНОГО. Состоялась бы битва сразу или чуть позже, что изменилось бы? Игорь должен был торопиться, чтобы обойти их, не встретиться с ними. Он считал, что половцы идут на битву с другими князьями, дальше к Русским землям.
В пятницу войско Игоря столкнулось с почти не охраняемыми половецкими вежами, которые быстро сворачивались и убегали. Игорь не смог удержать своих молодых соратников от желания легко поживиться. В результате часть полка далеко гналась за половцами и устала, не могла быстро продолжить намеченный Игорем путь. Всем пришлось ночевать тут же, на взятых вежах, а не уходить от них ночью. Утром же вся половецкая мощь обрушилась на полк Игорев, о страшном поражении которого и рассказано в «Слове о полку Игореве».
Но автор не стал бы создавать произведение ТОЛЬКО про поражение. Его целью было рассказать о безрассудном походе самоуверенного князя к далекой Тьмуторокани, который обернулся большой бедой для всей Русской земли. Последствия могли быть очень тяжелыми, но Святослав Киевский смог быстро собрать княжеское ополчение и защитить Русскую землю.
Возвратившийся Игорь предпринял все меры, чтобы обезопасить родное княжество, а через несколько лет вместе с выкупленными у половцев Всеволодом и Владимиром при поддержке других князей организовал поход в степь, чтобы отомстить за свое поражение. Конечная здравица – это напутствие русским воинам перед походом. Возможно, для этой цели писалось и исполнялось «Слово о полку Игореве».
[1] Старчевский А.В. Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову евангелию. СПб., 1899, -С.578
[2] ПСРЛ, т.2, Ипатьевская летопись. Языки русской культуры, М., 1997, -С.639